Главная Новости Восточный Непал. Канченджанга

Восточный Непал. Канченджанга

Панорама Канченджанги

При выборе района путешествия как-то все единогласно выбрали район Канченджанги. К массиву Канченджанги можно подойти с юга, с севера и со стороны Индии. 
Вечером прилетели в Катманду, идёт дождь. Погрузили вещи в микроавтобус. С трудом едем по дороге среди множества машин и мотоциклов – Непал готовится к празднику Урожая, везде оживление, гирлянды, огоньки.
В отеле на стене очень красивая фотография. Пытаемся узнать, где это, оказалось Бхактапур.
После обеда отправились в офис, получаем пермиты, знакомимся с гидом. Началась гроза. Катя говорит, что после землетрясения изменилась погода, похолодало на градуса четыре, каждый день идут дожди, хотя сезон муссона уже давно кончился. Землетрясение было недалеко от района трекинга и никто не знает состояние дорог.

БхактапурИз офиса отправились в Бхактапур, гроза кончилась. Гончарные мастерские такие же, как раньше, глиняные сосуды, сувениры укладывают слоями, закрывая каждый слой соломой. Поджигают. Потом из горячего пепла щипцами аккуратно вытаскивают сосуды, укладывают и отвозят на рынок. Недалеко кузнечные мастерские. У нас всего час времени, по карте пытаемся найти все достопримечательности. По узким улочкам выходим на центральную площадь и замираем от открывшейся панорамы Храмов.

Вечером идем в Garden Dream. Ощущение, что попал в сад махараджи: аллеи, пальмы, качели, пруды с рыбками, мостиками и растущими папирусами, аромат роз и датур, прозрачные беседки. И всю эту красоту создал военный министр и передал, чтобы сад был доступен для людей.

Канченджанга и ЖаннуС утра на небе кучевые облака. Из окна самолета в разрывах облаков видны белоснежные пики. Снижаемся, внизу мелькают кокосовые пальмы, домики с тростниковыми крышами, поля. На улице жара. Бадрапур. Здесь начинается наш 2-дневный джип-тур. Дорога проходит через штат Илам с чайными плантациями на склонах, серпантином поднимается с гребня на гребень, ныряет в ущелья, по мостам через прозрачные реки, среди бамбуков и деодаров. За очередным поворотом вдалеке над облаками появились белоснежные вершины – оказалось, что это Жанну и Каченджанга. Так далеко! Неужели мы к ним сможем приблизиться?
Тапледжунг, дальше автодороги нет, только тропа.
Перед поездкой в Непал Сергей в Интернете нашел отчет, что на маршруте еды практически нет и ночевать тоже негде. Немногочисленные лоджии могут быть заняты. К этой информации в Катманду Катя добавила, что в стране праздник Урожая и на маршруте лоджии могут быть закрыты.
Отправляемся в неизвестность.


БамбукПервый день пути самый легкий из всех. Должны сбросить 300 м высоты. Останавливаемся очень часто, все, что эти два дня мелькало за окном джипа, теперь можно рассмотреть, потрогать, сфотографировать. Вот гроздья бананов. И как это трава может выдерживать такую массу? Огромные стволы фикусов-баньянов. Рощи бамбуков. Рисовые поля террасами поднимаются до самых макушек гор. Огромные плоды цитрусовых, похожие на грейпфрут, висят на небольших деревцах посреди полей. Блестящие листья кофейных деревьев. Охота за бабочками с безуспешной попыткой их сфотографировать. Большая сантиметров 15 бархатисто-черная бабочка с перламутрово-синими пятнами на крыльях, как колибри, собирает нектар в полете. 
Вечереет, в сумерках приходим в Chiruwa, лоджия закрыта, праздник. Размещаемся в доме народности лимбу. Приветливые хозяева развели огонь, приготовили ужин. На кухне очаг открытый и дым свободно гуляет по помещению, постепенно уходит через щели в крыше. Как оказалось, так устроены все очаги в этом районе до высоты 5000 м.
Размещаемся на втором этаже, видимо, комната детей. В тусклом освещении бесшумно пролетела летучая мышь. Так закончился первый день трека.

Террасы

Утром встаем на рассвете. До полудня желательно пройти как можно больше. В полдень солнце замирает в зените и, кажется, эта жара никогда не кончится. 
Тропинка, мощенная камнями, среди кардамоновых плантаций уводит нас все дальше от реки. Оглушительно стрекочут цикады. В Lelep пришли к обеду. Есть время ознакомиться с местностью и подготовиться к дальнейшему пути. Поселок достаточно большой. Есть своя школа, в которой учатся дети из окрестных селений, в часе ходьбы по горным дорожкам. После обеда небо затянуло, гроза. Гром гулко отдается в ущелье.
Утром опять все ясно. Глядя наверх зеленых склонов, кажется, что никогда не дойдем до уровня снегов. И закрадывается мысль, зачем мы несем теплые вещи, и пригодятся ли они нам?

ТропаОт Lelep прямо вверх по ущелью – дорога на Макалу, а мы уходим в боковое ущелье. Тропинка петляет с одного берега на другой. Появился очередной мост, а по карте мы все мосты уже перешли. Понимаем, что не знаем, где находимся, и сколько нам еще осталось идти. Зато какой вид на тропу! Слева шумит река, справа вертикальная скала уходит вверх, и вдоль бурлящего потока реки выложена аккуратная узкая дорожка из камней. 
Перешли очередной мост. Тропинка, то ныряет вниз, то круто поднимается вверх. За очередным поворотом увидели Amjilassa. Одна лоджия и еще один дом. Снизу ползут тучи и уплывают вверх по ущелью. Стемнело, на небе вспыхнули мириады звезд.

Утром выходим на рассвете. Тропа опять то вверх, то вниз. Перешли очередной мост, и тропинка резко пошла вверх. Заросли деревьев расступились, и мы вышли на поляну с яблоневым садом! И это на высоте 3000 м! В Бадрапуре, покупая яблоки, нам сказали, что яблоки завозят из Индии, на всем пути до Кебана (Giabla), яблоневых деревьев нигде не встречали, только бананы, цитрусовые. Яблоки удивительные: большие, с толстой кожурой, очень сладкие и сочные. В Кебане одна лоджия и огромная поляна для палаток. Чем выше поднимаемся, тем больше перепады спусков и подъемов к боковым речушкам. Солнце застыло в зените. Прозрачная вода, белые камни притягивают, садимся на берегу. Дальше идти не хочется. Пришлось окунуться в ледяную воду и бодро пойти дальше.

ФермерыПеред поселком Phole огромный обвал, следствие землетрясения. Местные жители за эти две недели уже успели проложить дорогу. За два дня пути впервые стали встречаться на тропе люди. Откуда-то сзади нас догоняют яки с погонщиками и так же быстро исчезают впереди. Идем по рододендровому лесу. На ночевку остановились, не доходя до Phole. Поставили палатки. Пошли на ферму за молоком. На ферме трое мальчишек-пастухов, быстро разожгли огонь, подоили яков, пока варилась картошка, приготовили и угостили настоящим тибетским чаем. Утром за полчаса дошли до Phole. Большое селение, с множеством разноцветных буддийских молитвенных флажков, возле каждого дома дымился можжевельник. Появились первые снежные вершины.

Гунза

До Гунзы дошли очень быстро. Большинство домов – это лоджии, с зелеными лужайками перед домом, магазинчиками на первом этаже, комнаты – на втором. Есть горячий душ. Хозяева живут в отдельном доме. В поселке своя электростанция. Монастырь закрыт: во время землетрясения обрушилась одна из стен. Внутри очень чисто, много света, книги завернуты в ткань…

Впервые за всю дорогу встретили иностранцев, в основном, французов. Мы уже начали думать, что маршрут действительно мало посещаем, а тут оказалось много групп.
Случайно в беседе узнаем, что дочь хозяина в прошлом году поднялась на Эверест, а потом на К-2. На столе увидели книгу на английском языке «Канченджанга», попросили до утра…

Водопад

Тропинка после Гунзы идет через рододендровый лес. Множество водопадов срывается с отвесных скал вниз. Чем выше поднимаемся, тем сильнее ощущение осени, под ногами шелестят резные листья клена. Перед мостом через реку Гунза появляются заросли облепихи. Невысокие, высотой сантиметров 30 кустики сплошь усыпаны оранжевыми ягодами. На противоположном берегу видна уходящая вдаль и ввысь тропа, по которой нам предстоит идти. Солнце опять в зените. Медленно двигаемся вперед по открытому склону, под жаркими лучами солнца и за очередным поворотом появляется снежно-скальная вершина, как летящая ввысь птица.

ЖаннуТак может выглядеть только Жанну!

Пять часов пути до Камбачена пролетели незаметно из-за массы положительных эмоций. 
В Камбачене две одноэтажные лоджии, туристы размещаются в палатках. Здесь мы встречаемся с туристами из Австралии. На 7 человек у них более 20 человек персонала: повар, 2 гида, портеры, которые несут стол, стулья, большую палатку-столовую, солнечную батарею, палатки на каждого участника… Оказалось, что на этом трекинге все иностранцы ходят полностью автономно, останавливаясь на ночевку на лужайках около лоджий.

Человек и Гора

Пошли на прогулку вверх. Снизу приплыли облака и устроили слайдшоу, то скрывая, то открывая горы. В одном из просветов совсем близко увидели горных козлов, грациозно шагающих вдоль склона. Облака все плотнее и вот уже на расстоянии 80 м ничего не видно. 
Возвращаемся в лоджию. Высота 4000 м, а в доме есть электричество. Солнечные батареи установлены практически на всех домах. Хозяева показали меню, такое разнообразие встречали только в Тапледжунге.

Утром все преобразилось под толстым слоем инея. Поселок удачно расположен и вот уже солнце заливает своим светом все вокруг. 
Тропа плавно уходит вверх по мореным валам, кустарники сменяются травой. Все вокруг приобретает охристый цвет. Мореные валы тянутся вдоль ущелья на многие километры. Вправо уходит ледник Канченджанги. На повороте стоит огромный каменный страж. Слева из ущелья вытекает река. Неожиданно все выравнивается и только что грохочущий поток воды бесшумно струится по равнине.

Лонак

Невдалеке от реки виднеются 2 домика – Лонак. Здесь очень ветрено и мы уходим дальше. К автономной ночевке мы подготовились еще в Омске. Единственный вопрос – это вода. В реке вода мутная, а боковых ручейков не видно. Разбиваем лагерь около большого камня, вдоль тропинки нашли шланг с чистейшей водой. Напротив лагеря, на противоположной стороне ледника, каменный страж. Из долины поднимаются облака. Началась феерия гор, облаков и разноцветных лучей заходящего солнца.

Погода благосклонна и с утра опять ясно. С гор дует ветерок. Вся дальнейшая тропа практически видна, ровная с небольшим набором высоты. По пути встречаем два вида эдельвейса: один серебристо-серый, другой – зеленый мохнатый. Здесь землетрясение оставило свои следы. Вот огромный камень лежит прямо на тропе. Вот земля осела, и один пласт оказался на 2 м выше другого. Вот склон съехал вниз и уже пробита новая тропа.

Канченджанга с севера

Появилась Канченджанга, в голубоватой дымке блестят склоны, покрытые льдом. С севера видно только центральную Канченджангу, Ялунг и Камбачен. Чувство радости наполняет сердце. Сидим молча, созерцая величественную красоту. Возвращаемся в лагерь. Трек к Канченджанге с севера закончен.

Утром весь ледник укрыт толстым одеялом тумана, над которым взлетают ввысь скально-снежные пики, устремляя свои вершины в прозрачное небо.  
Возвращаемся в Гунзу. На тропе очень оживленно: немцы, американцы, англичане, французы…

На рассвете выходим в сторону перевала Sele La. Сразу за поселком начинается подъем вверх мимо электростанции. Часть канала разрушена при землетрясении обвалом, но уже восстановлена. Толстые пластиковые трубы на длинных бамбуках-подпорках заменили часть канала.

Лес

Идем по рододендровому лесу. Тропа становится круче. Здесь появилась еще одна разновидность рододендрона, с огромными листьями и голыми стволами. Идем как в сказочном дремучем замшелом лесу, куда изредка попадает луч солнца, тропа выложена каменными плитами. Все выше и выше и на очередном подъёме открылось небо. Это только выход на гребень. Огибаем гору и видим перевал с развевающимися молитвенными флажками и обо. С перевала видно почти во все стороны, такой простор! Впереди река и блестит крыша – это поселок Sele La. За полчаса дошли до домика. Река здесь успокаивается, образуя заводь, в прозрачной воде видны разноцветные камни. Поляна небольшая и хозяйка лоджии стала беспокоиться, что мы широко расположились. Серега на русском языке начал ей объяснять, чтобы она не волновалась, все будет хорошо. Пришел первый из группы австралийцев. Позвали его пить чай. На вопрос, если приехать на пару дней в Австралию, что можно посмотреть, он с уверенностью сказал, что только море и пляж. Стали подходить остальные из группы австралийцев, портеры, гид и вот уже на поляне раскинулся лагерь. Всем хватило места. Поднялись вверх по склону. С гребня открылся вид на Жанну и ближайшие 6-тысячники, они оказались так близко! Облака опять поднимаются из долины. Слышно, как приближается звук колокольчиков. Сквозь туман видно, как яки медленно переходят речку и исчезают в облаках.

Перевал

Рано утром выходим в сторону перевала. Их сегодня три и все выше 4000 м. Как замечательно идти в поднебесье, видно все вокруг на десятки километров. Мимо быстро несутся облака, а некоторые облака как будто зацепились за вершины Жанну и Макалу и совсем не двигаются. Переходы между перевалами около часа, практически без перепадов высот, ручейки покрыты льдом. После третьего перевала начинается длинный и очень крутой спуск в ущелье. Постепенно каменный пейзаж сменяется редкой растительностью, а затем спускаемся в можжевеловый и рододендровый замшелый лес. Через полтора часа спустились в Тсерам. Здесь несколько лоджий и большая ячья ферма. Солнце спряталось. Прохладно. Туман поднимается из долины.

Ночью облака превратились в снег, все склоны стали белыми. Ясно. В лучах солнца снег на можжевельниках быстро превращается в хрустальные капли. Поднимаемся к Рамче. Вот вспорхнула стайка кекликов и перелетела подальше от тропы. Журчат ручьи, и создается ощущение, что весна! Ручьи берут начало на одном склоне и текут в нескольких сантиметрах друг от друга, но одни прозрачные, а рядом другие совсем мутные. За три часа дошли до Рамче.

Лоджия в Рамче

Здесь одна лоджия, очень аккуратная, из разноцветных камней. С северной стороны в тени лоджии трава белая под толстым слоем инея. Вокруг на огромной поляне разноцветные палатки разных групп. На другой стороне ледника возвышаются белоснежные пики Ратонга, Кабру.

 

Канченджанга с югаВстали в 4 утра. В зените яркая половинка луны так хорошо освещает дорогу, что идем без фонариков. На небе хорошо видно млечный путь. Через час показался массив Канченджанги. Около 6 утра рассвело. Наблюдаем, как одна за другой вспыхивают вершины Канченджанги в лучах восходящего солнца.


Начинаем спуск до Тортонга. Сначала по узкому ущелью, со скалами, уходящими в небеса. Потом начался можжевеловый лес, который сменился рододендровым, со склонов бегут множество ручейков. В Тортонге всего 3 домика. Пытаемся выяснить, как далеко идти до перевала, есть ли там лоджии. После долгих переговоров остаемся в Тортонге. Огромные пихты, шум реки, водопад. Вечером прилетели на дерево какие-то необыкновенные яркие птицы, с длинными перьями, похожими на лиру.

Пасмурно. Идем в сторону Ямпудина. Анвар шутит, что у нас сегодня rainforest (дождевой лес). Огромные деревья, веток даже не разглядеть вверху, дают жизнь на своих стволах множеству растений. Потихоньку начался дождь. По карте сегодня у нас подъем на баньян. Есть перевал, а есть баньян. Дождь усиливается. Листья клена шуршат под ногами. Настоящая осень. Подъем, кажется, никогда не кончится. Каких-то 400 м набора высоты. Дождь постепенно перешел в снег. Тропа делает зигзаг, и впереди показалась избушка. Доброжелательные шерпы развели посильнее огонь в очаге. Сушим вещи, прислушиваемся к звукам на улице. В избушке четверо ребятишек бегают босиком по глиняному полу, старшему лет 7, младший ползает, пытаясь встать. Хозяйка напоила нас чаем с настоящим ячьим молоком. Согрелись, дождь временно прекратился. Пошли дальше до Ямпудина. Тропа выложена камнями, что очень облегчает крутой спуск. Опять начался дождь. С чувством благодарности тем, кто строил эту гигантскую лестницу, осторожно спускаемся к реке. Дошли до Читры – один домик, навес и нет никого. Выглянуло солнышко. По мостику переходим очень красивую боковую речку с огромными заводями. Ямпудинг. Несколько домов. По правой тропе сразу пришли в лоджию. Здесь они опять двухэтажные.

Орхидеи

По телефону договариваемся с машиной, которая должна приехать за нами в Тарпу. Сегодня нам предстоит перейти 2 баньяна. Здесь уже буйная растительность. На высоченных деревьях цветут розовыми цветами орхидеи. К часу дня пришли в Кебан. Здесь очень оживленно, много детей. Деревня большая, с разноцветными домами, с цветниками, несколько лоджий, административное здание, школа. На огородах растут разные растения: огромные огурцы, более 10 см в диаметре и длиной 40 см, сочные, сладкие, ароматные; помидоры очень мелкие – черри, не более 2 см в диаметре; очень много разных тыквенных, листья и цветы похожие, а плоды разные – карилла, кабачки, тыквы, вокруг – рисовые террасы… На деревьях висят плоды, очень похожие на лимоны. Во дворе дома, где мы остановились, цветут чайные кусты, бархатцы, розы... К хозяйке пришли гости, оказалось, что праздник продолжается: день сестры и брата.

Ранний подъем. Сегодня предстоит очень большой переход до Тарпу. Местные жители не могут точно сказать, сколько идти: кто-то говорит часа 3, кто-то – не менее 9 часов. На спуске стали появляться деревья с гуавой, бананы. Гуава оказалась очень разной: желтая и мягкая очень похожа на манго, зеленая – с явным вкусом, но твердая. Спускаемся к бирюзовой реке, переходим мост, после которого начинается длинный подъем через рисовые поля к верхнему Тарпу. Через 1,5 часа пришли в гостиницу и опять встретились с австралийцами. Они с аплодисментами приветствуют нас. Обмениваются фотографиями, впечатлениями.

Вид из Тарпу на Канченджангу

С балкона видна в лучах заходящего солнца Канченджанга. Жанну, чтобы не соперничать, спряталась в тучах. Краски медленно гаснут. Появляются Жанну, Канченджанга, Ратонг, гребень Кабру с вершинками, как последний привет. Как далеко мы были.

 

Непал готовится к встрече Нового года: зажигают свечи, поют песни, танцуют.

Фото

 

Гималаи

Альпы

Исландия

Скандинавия

Южная Азия

Восточная Азия

Горы Америки

Новая Зеландия

Поднебесные Зубья

Путорана

Ергаки

Фотогалерея

ОТЗЫВЫ-ВПЕЧАТЛЕНИЯ