Алтай! Сюда всегда хочется возвращаться в любое время года. Но, маршрут восхождения на Белуху по гребню Делоне вызывает тревогу! Что известно: острый гребень, очень круто, в «кошках» по скалам, очень длинный маршрут и редко кто доходит до вершины!!! Пытаюсь распутать клубок чувств, эмоций, желаний, мыслей.
В часа четыре вечера приехали в Тюнгур. Размещаемся в гостинице на базе «Высотник». Первое, что бросилось в глаза – под толстым слоем грязи что-то похожее на обувь и одежда, будто шли по колено в грязи. Спрашиваем у администратора, откуда вернулась группа и где такие тропы? Девушка смотрит на нас с изумлением: «Это вам повезло, что сегодня солнечно. До этого месяц шли дожди»
Утро. Прислушиваюсь. Кап-кап-кап… раздаётся звук, падающих на железо, капель. Неужели опять дождь? Подхожу к окну, ничего не видно, даже ближние деревья скрыл густой туман. И сразу уходит тревога. Дождя нет! С восходом солнца туман быстро испарился. Садимся в ГАЗ-66 и едем через перевал Кузуяк на Аккем.
Дорога. Местами она кажется совсем непроезжей. Водитель невозмутимо преодолевает все препятствия, находит в этом лабиринте луж самое мелкое место. Машина начинает ехать по вертикали, потом по бобслейной трассе, а мы стараемся крепко держаться, чтобы не оказаться за бортом. Время потеряло свою власть, есть только пространство. С радостью выгружаемся на берегу Аккема и твердой поступью идём искать место ночевки на ручье Ороктой. Это оказалось нелегко. В безветренную погоду вдоль ручья много жужжащего гнуса. Выбрали самую солнечную лужайку, но это не спасло. Пришлось развести костер с дымовой завесой. Вечереет. Тишину нарушил очень низкий, похожий на звук трубы, звук. Марина тревожно спрашивает: «Медведь»? Ищем взглядом источник звука. Неожиданно из леса выскочило большое рыжее пятно и начало подниматься вверх по склону, скрывшись за скалы. Слишком далеко, чтобы внимательно разглядеть оленя, лишь впечатление грациозности, легкости, стремительности.
Ороктой - Тухман
Рано утром просыпаемся от громкого крика сойки. Всё в росе. После небольшого обсуждения, какой тропой идти: вдоль ручья короче, но заболочено; вверх на гребень – круче, длиннее и без воды. Выбираем вариант «по верхам». Маршрут красивый. Очень быстро выходим на гребень.
В солнечных лучах воздух нагрелся и наполнился ароматами альпийских трав, сосновой хвои. Марина по мере подъема собирает разные травы (золотарник, иван-чай, зизифора, душица).
Постепенно ее рюкзак становится похож на большой разноцветный букет. На очередной полянке с черникой останавливаемся на привал. В нескольких метрах от нас раздается треск веток - большой лось напролом понесся вниз по склону. Да, сразу видно хозяин, даже не пытался убежать потихоньку. Улыбаемся неожиданной встрече. Вдоль соснового леса выходим на тропу, похожую на большую подкову. Открывается вид на Белуху, сверкающую в лучах солнца. Эту красоту можно созерцать часами!
После обеда пришли на Тухман. Стоянка пустая. Выбираем место, устанавливаем лагерь и идём гулять на верхние скалы в поисках ракурсов для фото. С верхней точки на севере далеко внизу виднеется сверкающая в лучах солнца лента Катуни. На юге во всей красе развернулась белоснежная панорама всех вершин Аккемской стены. В небе парят птицы. Вокруг плавные мягкие складки ущелий и холмов.
Удобно располагаюсь на тёплых камнях. Отсюда хорошо виден маршрут восхождения – острый снежно-скальный гребень. В сознании всплывает картинка из прошлого – траверс вершин Белухи с ледника Мюштуайры через вершину Корона Алтая. Стена пройдена, выхожу на предвершинный крутой острый гребень. Балансирую на снежном лезвии. Даже ногу некуда поставить. Как идти? Секундное смятение и страх улетучиваются. Появляется ответственность за идущих с тобой в одной связке, ошибок нельзя допускать. Не смотрю на глубину падения и не важно, сколько еще до вершины. Ухожу вглубь себя, полностью концентрируясь на равновесии…
Огненные краски заходящего солнца заиграли на снежных вершинах Белухи, вернув сознание в реальность. Внизу на тропе появились вереницы коней. Спускаемся в лагерь. Здесь стало очень оживлено. Группы с конным сопровождением, пешие, конные быстро заполнили все пространство. Наблюдаем за жизнью сборных групп. Кто-то фотографирует красивые виды, кто-то себя на фоне Белухи, кто-то ищет ручей, кто-то упал от усталости. У каждого своя жизнь, но всех переполняет чувство радости.
Рядом с нами размещаются две женщины. В разговоре узнали, что они из Питера, одна из них в прошлом году впервые приехала на Алтай, влюбилась в эту природу и в этом году привезла подругу. Они идут через Аккем на Кучерлу и Дарашколь.
Тухман - Кюльдуайры
Утром разбудили кони своим ржанием - замечательный будильник. Наблюдаем, как одна за другой группы уходят вверх по тропе на свои маршруты: кто на Аргут и Коир, кто в верховья Текелю, кто на Аккем. Сегодня самый большой километраж, но практически по равнине. На небе появились фактурные кучевые облака. Любуемся их белоснежной многослойностью. На гребнях скальные выходы, очень похожие на остатки древних крепостей. К вечеру спускаемся к озеру Кульдуайры, проходим по каменистой извилистой тропе и останавливаемся на ночевку на кедровой поляне. Пошли осматривать окрестности.
Река, впадающая в озеро, кажется совершенно черной. Вдоль берегов огромные валуны с вкраплениями цветущих примул. Их пурпурные головки наклонились над быстрым течением. Наблюдаем за быстро надвигающимся грозовым фронтом: над нами солнце, а над гребнем нависли тучи. Глухие раскаты грома, ветер гоняет тучи над вершиной, не пуская в наше ущелье. И где-то там, над Белухой стало совсем темно.
Кюльдуайры - Текелю
Утром встречаем группу с конным сопровождением. Проводник спросил, куда идём и посоветовал, чтобы были осторожными, где-то гуляет медведь. Решили, что он пошутил. Сегодня самый короткий переход - до стоянки на реке Текелю. Облака, по-прежнему, гуляют вокруг Белухи, пытаясь захватить большое пространство. Поднимаемся на перевал. Слева виднеется обрыв Скынчак, справа красивые скальные останцы. Гуляем в этом лабиринте скал. Виден вчерашний наш маршрут – какой он длинный и где-то там, на горизонте, Тухман, Начинаем спуск. Тропа, словно накатанная горка, крутая, скользкая. Осторожно, подстраховывая друг друга, семеним вниз. Как здесь спускаются на конях? На стоянке опять пусто. Оказалось, сложно выбрать место, когда все площадки свободны. Наконец, пришли к единому мнению и выбрали центральное солнечное место под кронами высоких сосен. Пока искали мост к водопаду Текелю, пришла гроза. Туча нависла над ущельем, потемнело. Глухие раскаты грома начали стремительно приближаться. Интересно, сидя под тентом палатки, наблюдать за жизнью леса. Бурундуков ничто не смущает. Они снуют по полянке, с любопытством заглядывают под тент палатки, в рюкзак, настоящие разведчики. Подбегают совсем близко, словно не замечают тебя, но малейшее движение, чтобы сфотографировать и они, подняв хвост трубой и громко свистнув, мгновенно исчезают в норке. Какая мелодия дождя! Раскаты грома отражаются в узком ущелье и ты оказываешься в звучащем колоколе пространства.
Ветер угнал грозу вверх по ущелью. Опять запели птички. Иду к обрыву Скынчак. У подножия на большом пространстве всё в огромных замшелых валунах. Здесь другая жизнь - царство пищух.
Наблюдаю за одной: перепрыгивая по горизонтали с камня на камень, добегает до вертикального острого двухметрового камня. По стене ловко забирается на макушку и исчезает за перегибом. Через несколько секунд опять появляется на вершине камня, но уже с пучком травы в зубах, бежит к норке. Опять появляется, бежит к стене, исчезает, появляется с пучком травы, несет в норку. Сколько прошло времени, трудно сказать, но пищуха без устали, проделывала этот трудный маршрут, заготавливая сено на зиму.
Послышались голоса. Оказалось, пришли наши знакомые женщины, с Тухмана. Радость встречи. Опять начинает накрапывать дождь. Темнеет. Денис разжёг костёр. Со стороны Сарыбеля к реке спускаются три девушки. Что-то долго обсуждают и с трудом переходят через Текелю вброд - после дождя вода в реке высокая. Видно, что сильно замерзли. Зовём их к костру. За чашкой чая слушаем рассказы девушек про их многочисленные путешествия по стране и всегда с приключениями. Такие вечера имеют свою необыкновенную атмосферу единения. Три группы встретились всего на один вечер, сидим у костра, пьем чай, а кажется, знаем друг друга давно.
Текелю - Аккем
Ночью дождь возвращался несколько раз. Утром разбудила кедровка. Небо хмурое. Сегодня у нас длинный переход до Аккемского озера. Вброд переходим Текелю и сразу попадаем в болото. Осторожно пробираемся под склон, где начинается тропа подъёма на Сарыбель. Как-то с первого дня пошло, что мы никуда не спешим, гуляем, наблюдаем, изучаем, фотографируем. Но сегодня надо успеть прийти на Аккем раньше. Быстро поднимаемся на гребень. Смотрим на противоположные склоны ущелья на той стороне Аккема. Где-то там перевал Каратюрек. Наша вторая часть группы вчера вышла из Тюнгура и должна сегодня спуститься на Аккем. Огромное желание прийти раньше их, приготовить праздничный ужин, встретить и послушать их рассказ о Камчатке.
На плато Сарыбель по многочисленным тропинкам пытаемся обойти заболоченные места. Небо то хмурится, то начинает ярко светить солнце. Спускаемся в долину реки Ярлу с необыкновенными красками склонов: от изумрудных до сиренево-аметистовых. Вода в реке молочно-нефритовая, бурным потоком вьётся среди разноцветных камней. На склонах цветут ярко-оранжевые жарки, вдоль берега ковёр скромных звёздочек эдельвейсов. А под ногами россыпи самоцветов. Марина смеется, говорит, что не надо было заезжать в музей, хочется все красивые камни увезти с собой, отполировать и посмотреть, что кроется под этой оболочкой. (По пути в Тюнгур мы заезжали в музей самоцветов в Верхнем Уймоне и увидели красоту местных камней. Основатель музея смог не просто отполировать, отшлифовать камень, а каким-то образом смог открыть природную красоту, подчеркивая форму и раскрывая неповторимый рисунок камня.)
Тропа приводит к шаткому мосту через Аккем. О, чудо! Спасибо тем, кто его построил и поддерживает в рабочем состоянии. С моста открылся вид на Аккемскую стену, на Белуху. Останавливаюсь перед этим Величием, Мысли о восхождении вихрем проносятся в голове. «Чтобы дойти до вершины, надо идти очень быстро. Но я не хочу бежать на вершину. Восхождение это что-то другое, но только не забег…» Все доводы «за» и «против» столкнулись, рассыпались и пришло осознание, что Анвар не допустит забега. Он чутко и мудро выстроит восхождение, исходя из целесообразности и безопасности группы. Внутри появляется ощущение счастья. Новый маршрут – это шаг в неизвестность и встреча с новым. Иду!
Опять накрапывает дождь. Спешим. Около базы отдыха Аккем большой палаточный городок. Ищем место для палаток. Денис уже с кем-то разговаривает. О-о-о, это наши ребята уже спустились с Каратюрека. Вот это скорость! Размещаемся под тентом, слушаем их рассказ о восхождении на Ключевской…
Томские стоянки
Готовимся к выходу, подгоняем снаряжение, распределяем груз. Поднимаемся на Аккемское озеро. Отмечаемся у пограничников. Облака рисуют феерические картины над снежными вершинами. Уверенно идем по широкой тропе. Кажется, в природе всё вечно, но когда дошли до ледника, поняли, что маршрут сильно изменился. Ледник осел, множество трещин. Как обычно прижимаемся к борту, идем то по краю ледника, то по боковой морене, то по карману. Множество пирамидок-туров, как путеводители, видны на разных уровнях. Видимо, каждая группа оставляет их там, где прошли. С ледника хорошо видно угол наклона части маршрута восхождения и его длина. Масштабы начинаешь осознавать, когда появляется вертолёт, на фоне Аккемской стены он смотрится маленьким комариком, не сразу заметишь.
Пологая финишная прямая и мы на Томских стоянках. Размещаемся на площадках Высотного приюта. Внизу под языком ледника озеро, на камнях палатка пограничников и палатки групп восходителей. К нам сразу пришёл пограничник, проверил пропуска, провёл инструктаж, взял подписи, что мы ознакомлены с маршрутом восхождения на Белуху – через Менсу нельзя, только по гребню через Делоне. На языке ледника тренируются группы, кто в связках, кто по перилам. Наблюдаем, как на гребне периодически появляются маленькие точки, на фоне неба четко видно, как они движутся к вершине. Потом небо затянуло. Если там ветер со снегом, то будет трудно ребятам.
Пришёл Иван – человек-легенда. Бегает по этому сложному маршруту, провешивает верёвки, чтобы группы могли безопасно проходить трудные участки. Рассказал особенности, дал рекомендации по скорости. Спросил, можем ли взять на стажировку очень хорошего человека, но без опыта восхождения на Белуху.
Восхождение
Выходим в два часа ночи. Ночью идти по леднику легко. Ручьи замерзли. Пока все поднялись на перевал Делоне, небо начало светлеть. Маршрут вблизи смотрится сурово. Сразу горизонтальный снежный участок по острому гребню упирается в вертикальную стенку. И началось царапанье кошками по скалам. Как они отлично держат, цепляясь за мизера. На всех трудных участках провешены перила. Перед нами группа ребят. Они идут на восхождение с промежуточной ночевкой, большие рюкзаки затрудняют подъём. Иногда сидим, ждём, пока они по одному пройдут перила. Смотришь, как последний зависает на траверсе очередной стенки, беспомощно пытаясь встать на ноги, но помочь ничем не можешь. Доходим до угла: первая часть маршрута - это продолжение перевала Делоне, потом под 90 градусов поворачиваем налево. Теперь мы всегда видим лагерь, а из лагеря видно нас. Скальные участки сменяются острыми снежными гребнями. Справа почти вертикально уходит склон до самого Аккемского ледника, слева огромные карнизы и такой же крутизны склон до самого ледника Менсу. Глубина падения впечатляет! Анвар показывает место, где в прошлом году они ночевали в палатке, сделав площадку в карнизе. Невероятно! Кажется, здесь даже присесть негде!
Погода начинает меняться, солнце все реже появляется сквозь облака и, по мере подъёма, мы всё чаще идём то ли в облаках, то ли в тумане.
Снежных участков всё больше и больше. Дошли до площадки, где обычно встают на ночёвку. Тройка остаётся здесь, начинает готовить площадку под палатку. Видно, что сил совсем не осталось. Мы идём дальше. Облако окончательно опустилось, вернее, мы в него вошли. Видимость маленькая, всё сливается. Невозможно определись расстояние и не видно где края гребня. После снегопада перильная верёвка местами оказалась под снегом. Находим её, выдёргиваем. Она, как путеводная нить в этом белом пространстве. Навигатор показывает, что мы на вершине, визуально мы не понимаем, есть ли еще подъём впереди. Садимся. Ждём, вдруг прояснится. Видимости нет. Время много, надо возвращаться.
Наверху очень тепло, верхний слой снега превратился в кашу. Сразу начался подлип. В связках начинаем спускаться. Какой-то крик сзади. Оглядываюсь. Руслан стремительно скользит вниз, перильная верёвка натягивается, амортизирует и Руслан останавливается. Как хорошо, что это произошло в начале спуска. Вместо расслабления пришла концентрация внимания. Осторожно, взаимодействуя связками, продолжаем спуск. Выныриваем из слоя облаков. Далеко внизу виднеются наши палатки. Удивительное ощущение, словно нас было больше, и Марина всегда шла с нами. Лучи заходящего солнца окрашивают скалы в золотистые цвета.
Ясно, что до темноты мы не успеем пройти сложные участки. Хочется всех поторопить, но всю эту суету вытесняет мысль: «Главное, вернуться всем живыми!» Приоритеты расставлены и мы продолжаем спуск. Быстро стемнело. Как меняет ночь рельеф. Пытаешься понять, где находишься, как это место проходил вверх. Кошки, высекая искры, скользят по стене, пытаясь найти опору. Луч фонарика робко освещает небольшой участок впереди. Неужели мы здесь шли? Спускаешься вниз, оглядываешься – точно, шли, только не прямо, а справа по полкам. И опять очередная скальная стена, и мысли благодарности тем, кто провешивал этот маршрут. Благодаря им, спускаться теперь можно в любую погоду и в любое время суток! К двум ночи спустились на перевал Делоне и к 4 утра пришли в лагерь. 26 часов на маршруте! Но они пролетели незаметно, будто сознание было едино с пространством, по которому перемещались.
Кайчи
Обратный путь опять оказался наполнен встречами. Спускаемся к стоянке Текелю. Навстречу идут алтайцы. Кто с рюкзаком, кто с мешком, кто с сумкой. Видно, что идут с вещами и там, куда они идут, будет какое-то мероприятие. Навстречу идет колоритный алтаец с двумя большими чехлами за спиной, не похоже, что охотник. Останавливаемся, спрашиваем, куда и зачем они идут? Алтаец оказался настоящим кайчи и за спиной у него старинные музыкальные инструменты. Ответ был неожиданным: «Все идут к Белухе брать, восхищаться красотой, напитаться энергией…, а мы идём благодарить!» Три дня они будут петь слова благодарности Священной Горе!
Спасотряд
Спускаемся дальше к двум ручьям. На противоположном берегу реки Аккем, в самом узком месте, где тропа вплотную подходит к реке, на дереве висит яркая оранжевая шапочка. Как она там оказалась? Доходим до стоянки. К нам подходит руководитель детской группы. Из его рассказа узнаем, что с того береге ребята смогли перекинуть через бушующий поток Аккема записку, привязав её к камню, с просьбой вызвать МЧС. Ему группу надо вести дальше, у них категорийный поход и нельзя нарушать график. С проходящей вверх группой, он передал просьбу ребят, чтобы вызвали спасателей. И просит нас не уходить, пока не придут спасатели. Только сейчас разглядели, что на противоположном берегу в лесочке стоит палатка. К вечеру появились спасатели. Наши ребята пошли помогать натягивать полиспаст.
Вскоре по переправе один за другим перетянули через Аккем четырех ребят и собаку. Собака была самая счастливая и, как оказалось, совсем к ним никакого отношения не имеет, просто приблудилась, когда они заблудились. Позвали к себе на ужин и услышали рассказ. Четверо ребят-москвичей шли на Аккем от Тухмана. У них были карты генштаба. По карте, тропа уходила к Аккему вдоль водопада Текелю. С приключениями спускались, тропу не нашли, подняться уже не могли, сроки поджимали, пошли вниз по течению, в надежде найти переправу через Аккем. Дошли до прижимов, девушки взбунтовались и попросили вернуться туда, где их будет видно с тропы. Вернулись. Привязали яркую шапочку на дерево. Три дня по противоположному берегу проходили группы, приветственно махали им руками. Из-за шума реки не слышно было, что им нужна помощь. На самолёт они опоздали, но это уже не волновало. Мысль работала, как выбраться. И вот тот счастливый момент, когда их записка попала в нужные руки... Ребята очень волновались, что родственники, наверное, уже объявили в розыск, а у них нет никакой возможности передать, что с ними всё в порядке, связи нет. Немного передохнув, они помчались к «Трем берёзам».
В Тюнгур
Утром пришли на стоянку «Три берёзы». Выясняем, какая машина поедет первой в Тюнгур. Загружаемся в ГАЗ-66. С нами едет ещё одна семья: родители, сын-подросток и маленькая девочка дошкольного возраста. Видно, что девочка звезда, всегда в центре внимания, а брат скромный, старается, чтобы его было не видно. Знакомимся, спрашиваем откуда, какой маршрут прошли… Садимся вдоль бортов. Машина трогается, светит солнце. Начинается подъём на перевал Кузуяк. Девочка от счастья начинает петь: «А муха тоже вертолёт. Но без коробки передач…» Родители вытягивают шеи, смотрят вопросительно на дочку: «Это ты где услышала?» Девочка, глядя на брата, отвечает: «Это Гриша один раз включил, и я запомнила», - и в голосе столько гордости своим братом. В силу возраста она ещё плохо выговаривает слова, и приходится догадываться, о смысле сказанного. Машина зарычала на очередном скользком участке и сквозь этот шум доносится еле различимый звонкий голосок. У всех в глазах радость и ощущение счастья от всего, что произошло за эти дни путешествия!