Пошёл на ледник.
Не взял ледоруб.
Наверно герой.
Эту хоку сказал наш знакомый после восхождения на Белуху.
Многие только в поезде узнали или, наконец-то, поняли, что поход лыжный и в первый день предстоит пройти до избушки 27 км. Первые 5 км до развилки шли дружной вереницей, привыкая к лыжам с камусом, аккуратно спускаясь на узкие мостики через речушки и неуверенно, по привычке "ёлочкой", поднимаясь на противоположный берег, не доверяя камусу.
Поднебесные встретили ясной, тёплой, солнечной погодой. Необычные прекрасные виды горно-таёжной местности располагали к фотосессии и группа начала растягиваться. Самые быстрые успевали всё, самые эмоциональные и впечатлительные стали стремительно отставать. Впереди уходящий вдаль ровный след снегоходной дорожки. Заснеженные пихты обступили, словно стражи. Короткий зимний день. Огромная круглая луна вынырнула из-за хребта Тигиртиш и покатилась по склону вверх. Розовые отблески заката на снегу, глубокие синие тени и белый диск Луны. Состояние снега удивительное, на крутых спусках камус держит хорошо, не давая набирать скорость, а на полянах скользит, как по атласу.
Как-то не спеша, но очень быстро, дошли до избушки ещё засветло. На высоком противоположном берегу знакомый кедр над банькой. Из трубы идёт дымок. Василий хлопочет по хозяйству. Здравствуй, Поднебесный!
В избушке началось театрализованное представление. Каждый приходил со своим настроением, эмоциями: у кого-то оторвался камус на одной лыже и от этого одна нога стала сильнее другой; кто-то сильно замёрз, отправив тёплые вещи на снегоходе; кто-то возненавидел лыжи; кто-то сразу начал арифметический подсчёт, во сколько надо выходить в обратный путь, чтобы успеть на электричку...
Всех, вновь приходящих, сразу отправляли в баньку, обновить и восстановить силы. Вечером шутки, смех и все сошлись в одном мнении: пусть сегодняшний день будет самым большим испытанием и самым трудным, как минимум, в этом году, а может и в жизни! Оптимизм и вера, что в будущем будет легче и лучше.
Первый день стал решающим, группа разделилась на две. Одна - активная, везде ходила, познавала, фотографировала. Другая - оставалась в пределах приюта, наслаждалась каждым моментом жизни и осуществила мечту о настоящем отдыхе.
На Поднебесных в этом году очень много снега. Темный поток Бельсу с белыми пушистыми шапками снега на камнях, открытое пространство воды без снежных мостов через реку, к скалам не пройти. Андрей смело идёт к прозрачному льду. Кажется, тонкая корочка не выдержит. Замираем, наблюдая, и переходим реку за Андреем. Он, как опытный охотник, хорошо ориентируется в лесу. По каким-то своим, внутренним ощущениям, очень правильно выбрал маршрут на самую высокую ближнюю скалу. Здесь мы впервые. Могучие кедры, вертикальные рыже-синие скалы, огромные карнизы, следы зайцев и тёмная лента Бельсу с белыми вкраплениями далеко внизу. Еле слышно доносится мелодия потока. Солнце настолько яркое и тёплое, что на пихтах тает снег, капли искрятся в лучах солнца, и как только оказываются в тени, сразу превращаются в сосульки.
После обеда часть группы пошла тропить в сторону Кугуту и освоить спуск по целине. Уже в сумерках, когда лучи солнца гаснут, а полная луна растворяет своим холодным светом краски, Оксана скользит вниз по целине. Восторг, счастье, радость на лице. "Давай по лыжне!" - кричит Жене, и, набирая скорость, исчезает за поворотом. Женя уносится на лыжах следом.
Утром все желающие отправляются на восхождение на Кугуту. Снег и крутизна склонов корректируют маршрут. Женя, словно эльф, быстро и легко скользит по поверхности снега, прокладывая путь. Очередной зигзаг и мы выбрались на гребень, ведущий к вершине. Тихо, тепло, солнечно. Под ногами отполированный до блеска фирн. Видно, как Сергей идёт первым круто вверх, когда лыжи перестают держать на фирне, он поворачивает в поисках надёжного сцепления. Кажется, он уже превратился в точку, так далеко ушёл, но это оптический обман. Через минут пять один за другим появляясь из-за перегиба, все дошли до вершины. Грандиозная панорама на все 360: Зубья, Иглы, Тайжесу, Двуглавая, уходящие вдаль гребни.
К вечеру небо начало затягивать. Луна скрылась. Посыпался снежок. В сторону Тайжесу прошло несколько групп с зимними палатками.
Утро. Идём по их следу вдоль реки, на прижимах чувствуешь себя неуютно, глядя на бурные потоки реки и предательски сползающий снег под лыжами. На поляне Тайжесу что-то изменилось: снега много или не все строения видно? Навстречу выходит Света-хозяйка, широко улыбается: "Анвар, как давно тебя не было. Заходите. Печь натоплена, чайник закипает. Сейчас смородиновых листиков принесу, они у нас очень ароматные, чаёк заварите." От этой душевной теплоты сразу ощущаешь себя в сказке. Спрашиваем, где баня?
- Весной вода в Бельсу сильно поднялась, размыла часть острова, упёрлась в этот берег и баня уплыла.
Вот так сюрприз.
Избушка на Тайжесу всем показалась настоящими царскими хоромами: светло, просторно, уютно и продумано до мелочей. Предполагалось, что человека два будут спать на полу. И здесь опять проявилась в группе забота о ближнем, как-то подвинулись, поставили лавки и места хватило всем.
Всю ночь было слышно, как завывал ветер. Рано утром Света откопала нашу дверь, расчистила все тропинки, подровняла ступени, обошла избушку, откидала снег от окон. Смеётся: "Вот так и живём. Всегда есть чем заняться" - и умчалась восстанавливать тропинку к реке. Эта тропинка, с широкими ступенями к бурлящему потоку воды, настоящий архитектурный комплекс.
Сегодня по плану через перевал Озёрный должна прийти группа Кирильчика из Омска. Если пробьются через перевал, то вечером будет концерт. Видимость совсем маленькая, хлопьями идёт снег, слышно, как где-то по верхам гуляет ветер. Сколько снега в этом году! Как красиво он лежит в русле ручья мягкими складками, как плотно он облепил деревья большими ровными плоскостями. Природа замерла. Среди кедров встретили знакомую группу из Новосибирска. Под кронами деревьев яркая палатка с печкой, на поляне горит костёр, вокруг него чурбачки-стульчики из сухого кедра, тропинка воронкой, почти вертикально, уходит вниз в сугроб к ручью. Видно, что группа основательно обжилась и совсем неожиданно было услышать, что ночью сильный ветер чуть не порвал палатку в клочья. Ждут окно в погоде, чтобы пройти перевал.
В этой пелене непогоды видимость метров сто, где перевал, где склон? Доходим до границы леса и сразу понимаем, о чём говорили новосибирцы. Слышно, как стремительно приближается шум ветра, с трудом удаётся удержать равновесие, на фирне ветер гонит тебя по своей траектории, пока не влетаешь в пухляк. Белая мгла не только скрывает всё вокруг, но и сразу заметает лыжню. Чуть прояснилось и слышно, как приближается следующий шквал. Пытаемся сфотографировать эту непередаваемую красоту, пальцы сразу немеют, а внутри всё ликует от восхищения. Какая она прекрасная Природа-Художница!
Возвращаемся на кедровую поляну. Здесь тихо, хлопьями падает снег и лишь слышно, как по верхам гуляет ураганный ветер.
Вечером с Поднебесного к нам пришёл Паша и сразу стал центром всеобщего внимания. Рассказал, что наши следы замело на открытых участках и он с трудом в снегоступах пробивал себе путь. Как пытался сходить на озеро Выпускников, а попал на вершину Мао Цзэдун. Как в темноте при полной луне спускался по лесу с вершины. Восхищался, узнав, что мы сходили на Кугуту, это его мечта. Искренность, открытость, простота и лёгкость в общении, кажется, мы знакомы давно.
К вечеру ветер спустился вниз. Всю ночь порывами ударял по избушке, пытаясь её раскачать. Тщательно замёл все следы и тропинки. К утру не успокоился и всё продолжал наводить порядок, выравнивая неровности. Сверху большими хлопьями падал снег. Группа отважных выдвинулась тропить обратную дорогу.
Остальные выдвигались по мере готовности. Какой пушистый снег! Лыжня почти не формируется - глубокая колея. Лыжи скользят вниз с бугорка, легко взлетают наверх. Паша комментирует, что завидует нам: "Вы с горки раз и съехали, а я без отдыха топ-топ, топ-топ..."
Весь день в погоде то окна, то вьюга. Не понятно, приедут ли за нашими вещами снегоходы, связь только на перевале Маруха. Шеренгой тропим снег, а следом Василий поднимается на снегоходе. Выходим на перевал и в этот момент с другой стороны появляются снегоходы - Кирилл и Ко. Радость встречи, благодарность, что есть такие замечательные люди. И чувство облегчения, что не надо завтра идти с рюкзаками.
Вечером в избушке опять начинаются тревоги - во сколько выходить? Кое-как удалось убедить, что не надо выходить с вечера, лучше с 5 до 6 утра. Самые беспокойные были готовы уже в 4:30. Темп у них был такой, словно электричка отправляется уже через несколько минут. В темноте проскочили перевал и на рассвете были уже у Глухариного. Самое холодное время перед восходом. Казалось, воздух стал белым и густым от мороза. Олег спасал всех, кто оказывался с ним рядом, давал грелки в варежки.
Лучи восходящего солнца окрасили в нежно-розовый цвет перистые облака. Наташа останавливается за очередным поворотом, смотрит на заснеженные пихты, причудливые формы скал, укрытых огромными шапками снега, слушает мелодию Амзаса и с восхищением говорит: "Какое счастье, что я здесь!" Спасибо всем!!!










